01:29 

HolanRPG
Владелец соо Habitica. Спрашивать, предлагать - сюда.
23.10.2015 в 06:21
Пишет LuneFox:

Your life is an RPG
Мотивация, организация, самоконтроль.

Если вам не чужды эти три слова, или если вас привлекает идея о наведении порядка в голове и в своей жизни, значит вас в каком-то плане заинтересует то, о чём я написал в этой заметке.

Начну, наверное, немного издалека.
Когда-то давно, ещё в школе, родители отправляли меня на оздоровительное пребывание в санаторий «Красная Пахра». В нём работал Александр Иванович — очень интересный дедушка-воспитатель. Для всех детей он придумал (или заимствовал) специальную систему, по которой мы могли зарабатывать особую местную валюту. Называлась она «шкидики» от аббревиатуры «ШкИД» — но только это была не Школа имени Достоевского, а что-то вроде Школы Интересных Дел (надеюсь, не соврал). Выпускались шкидики в форме купюр, распечатанных на чёрно-белом принтере. А зарабатывали мы их добрыми и хорошими делами. Помог отнести кресло для ночного дежурства медсестры — получил 5 шкидиков. Убрался в кабинете — получил 10 шкидиков. Занял первое место в конкурсе талантов — получил ещё больше шкидиков. Таким образом, каждый в отряде только и думал о том, как и где проявить себя с хорошей стороны и сделать доброе дело, чтобы заработать побольше шкидиков. В конце каждой смены воспитатель устраивал сезонную ярмарку, где продавал различные предметы за эти самые шкидики (по большей части это были модные аксессуары и предметы для школы, но для детей в то время это было очень привлекательно). Кстати, воспитателя прозвали Ластиком за то, что на его ярмарке каждый раз были ластики. По другой версии — потому что он был лысый. Было запрещено играть в карты на шкидики, красть или передавать их, но очень многие дети торговались. Например, получил помощь с домашним заданием — плати 5 шкидиков.
Вся эта система очень неплохо мотивировала на совершение хороших поступков и выработку полезных привычек во время жизни в санатории.

Когда я вернулся домой после длительного пребывания в санатории, мне стало неуютно от того, что я больше не смогу зарабатывать шкидики и тратить их на призы. Поэтому я решил сам создать для себя такую систему. В записной книжке я отвёл специально два разворота страниц. На одном развороте я перечислил список полезных дел, а на другом развороте — список наград, которые я могу получить. (Например, хорошие дела — пропылесосить пол и выкинуть мусор, а награды — смотреть телевизор или играть в приставку.) Затем отдал эти списки маме, чтобы она проставила цены напротив каждого пункта (посчитал, что если я проставлю их сам, это будет нечестно, т.к. мне ничего не стоило поставить дорогие цены за хорошие дела и дешёвые цены за награды). Правда, это были уже не шкидики, а простые очки, или баллы. У меня даже была идея распечатать собственные банкноты и отдать их маме, чтобы она их мне выдавала, но я в итоге этим и не занялся, да и не подумал о том, что мама вряд ли будет меня всё время контролировать. Недавно в старых вещах нашёл этот список и умилился — контроль меня по всем этим пунктам действительно бы занял львиную долю времени. В то время я, разумеется, об этом даже и не подумал. В итоге, идея провалилась.

В колледже и университете я снова попытался взять свою жизнь под контроль, прикрепляя на дверь табличку с «квестами», как это обычно бывает в компьютерных ролевых играх (доска с заданиями, которые нужно выполнить), и каждый раз играл в такую мини-игру, что нужно выполнить квест и отчитаться о его выполнении в этой табличке. Я думал, что желание ставить галочки напротив выполненных задач и наблюдение того, как растёт список выполненных мной задач, должно меня мотивировать на борьбу с прокрастинацией (ленью и ничегонеделанием), но после пары-тройки выполненных квестов я просто перестал добавлять новые, а потом вовсе снял табличку с двери. Не прокатило.

Ну, а теперь суть.

Прошло время, и в августе этого года я нашёл в интернете проект, который фактически воплотил все мои попытки организовать свою жизнь... в жизнь. (Забавно звучит, не находите?) И сделал это просто на высшем уровне — я даже и не думал, что кто-то настолько серьёзно может задаться той же идеей, что и я когда-то.






Проект называется «Habitica».
Когда-то он назывался HabitRPG, потому что изначально был рассчитан на любителей жанра RPG, но когда люди, не знакомые с компьютерными играми начали приходить и спрашивать «А что значит RPG?», проект решили переименовать, чтобы не вводить народ в заблуждение.

Суть проекта в двух словах: это веб-приложение, которое совмещает в себе ежедневник, расписание и ролевую игру.
Направлено на выработку у пользователя полезных привычек и повышенную продуктивность в выполнении дел. То есть, если у вас есть цель чему-то научиться, взяться за дело, что-то в себе исправить или избавиться от вредных привычек, эта программа поможет со всем справиться. Схожие приложения обычно называют «productivity app» (то есть, приложение для продуктивности), но Хабитика — одна из самых удачных имплементаций.





Построено приложение таким образом — вы предстаёте в образе Героя в вымышленной стране Хабитика, а все ваши задания (полезные привычки, ежедневные дела, отдельные задачи) — эдакие противные Монстры, с которыми вашему герою предстоит сражаться. За победу над монстрами (то есть, за выполнение тех или иных действий в реальной жизни) ваш персонаж получает золото, опыт и предметы — всё, как в настоящей RPG. Если вы пропускаете ежедневные задания или не отказываете себе в плохих привычках — эти монстры атакуют вашего героя, заставляя его терять здоровье. Сделал утреннюю зарядку, убрался в квартире — получи ценный опыт, пару золотых и волшебный эликсир. Выкурил сигарету, поел в фастфуде, пропустил занятия — и герой получит урон. Главная цель — не допустить гибели героя и постоянно его развивать. График развития будет показывать, как хорошо вы справляетесь со своими делами.





В качестве наград выступают как собственные призы пользователя (например, смотреть телевизор, пообедать в кафе), так и предметы, изменяющие внешний вид и характеристики героя. С некоторым шансом из побеждённых задач выпадают яйца питомцев, волшебные эликсиры и еда, которой можно выкормить питомца до скакуна и оседлать его. Главными мотивирующими факторами являются развитие героя, игра в команде, участие в квестах, демонстрация внешнего вида и достижений — по факту, как и в любой ролевой онлайн-игре. Скучные и рутинные дела делаются намного легче и быстрее всякий раз, когда ожидаешь награду за их выполнение, пускай и виртуальную, а потом делишься успехом с друзьями. (Кто-то, помню, в своём блоге писал, что многие люди бы охотнее делали свои дела, если бы после успешного завершения работы они начинали светиться, играла бы музыка и загоралась надпись «Level Up!».)





Напрашивается логичный вопрос — а что мешает ничего не делать, просто создавать бестолковые задания и отмечать их выполнение, ничего на самом деле не делая? А мой герой будет всё так же продвигаться. Никто же не будет меня контролировать и проверять, постирал ли я сегодня свои носки, или во сколько я лёг спать. Или я вообще могу создать задание «дышать» и кликать выполнение за каждый вздох!

Ответ — зачем вы тогда вообще пришли на этот сайт? Кликать по невыполненным задачам, чтобы заработать деньги и опыт, совершенно бессмысленно — на сайте встроена функция, с помощью которой можно всегда исправить данные героя и выставить любой уровень, сразу сделать сколько угодно золота и максимум здоровья и маны. Высокими параметрами вы совершенно никого не удивите. Другое дело, если вы всего гордо добьётесь сами.
Приложение существует исключительно для помощи в самоконтроле. Фактически, вы сражаетесь с вашей плохой «копией» — тем человеком, кем вы не хотите быть. Играете сами против себя. Если вы где-то сжульничали, никому от этого не станет хуже, кроме как вам самому. Поэтому имеет смысл строго себя контролировать и честно отмечать то, что было сделано, и что не было сделано. Только тогда приложение начнёт производить какой-то эффект на вашу жизнь.

В какой-то момент всё может надоесть и начнёт казаться, что виртуального аватара уже не жалко — мол, лучше я отдохну, а герой пусть там помирает, плевать.
Для этого введена функция игры с друзьями в команде и выполнение квестов. Вместе с другими героями можно отправляться в приключения и драться против боссов. Когда команда играет вместе, за каждое невыполненное участником команды задание терпит урон вся команда. Поэтому тут появляется элемент ответственности друг за друга (как результат — мотивация: вы же не хотите смерти героев друзей?). Таким образом, вы будете помнить, что если сегодня вы не позанимаетесь музыкой, не сходите за покупками или не помоете посуду — этой ночью злой босс может сильно ударить или вообще убить каждого героя в вашей команде. И наоборот — чем больше полезных дел вы выполните за сегодня, тем сильнее вы дадите страшному боссу по башке. После 10 уровня можно даже выбрать класс героя и помогать команде умениями и заклинаниями в роли сильного Воина, умного Мага, доброго Целителя или хитрого Разбойника.

Опять же логичный вопрос — таким образом, если играть в команде так напряжно, зачем мне вообще вступать в команду?
Ответ — победа в квестах, доступных только для команд, позволяет получить драгоценные награды, которые невозможно получить при игре в одиночку. Вот причина и мотивация играть в команде! А ещё в ней состоят друзья, которые всегда готовы дать совет, поддержать в трудный момент и с которыми можно поделиться своими достижениями. Кроме того, в команде можно создавать общие испытания, которые будет выполнять вся команда, а по окончании выбрать победителя и наградить его за старания.

В случае болезни или невозможности выполнять свои дела, герой может отправиться в гостиницу (всякое же бывает — простуда, путешествие, важные события). Тогда можно будет отдохнуть от выполнения заданий некоторое время (невыполнение не будет наносить урон), но герой в гостинице так же не будет наносить повреждения боссу.





Не хочу больше перегружать этот пост буквами, поэтому скажу, что более подробную информацию можно прочитать на самом сайте приложения.
А пока что расскажу, как оно повлияло на меня.

Перед тем, как написать этот пост, я больше двух месяцев пользовался Хабитикой, чтобы получить полное впечатление.
Я стал чувствовать, как моя жизнь начала меняться, я стал делать то, что раньше обычно не делал или делал не всегда.

Перестал пользоваться лифтом и почти всегда поднимаюсь домой по лестнице (8 этаж).
Всегда поддерживаю порядок у себя в доме.
Стараюсь никогда не просыпаться позже полудня.
Пью стакан воды с утра, делаю зарядку, всегда убираю постель, чищу зубы 2 раза в день, принимаю душ ежедневно.
Не ленюсь лишний раз выйти за покупками.
Каждый день занимаюсь японским, и за месяц продвинулся настолько, насколько мне иногда не удавалось продвинуться за полгода.
Починил и почистил предметы, за которые не мог взяться от нескольких месяцев до многих лет.
Не ленюсь лишний раз выйти в город по делам.
Стал меньше играть в компьютерные игры (потому что один день игр в списке наград мне дорого обходился — не хотел тратить золото, а потом и вовсе привык к тому, что можно ни во что не играть).

Это далеко не всё, но список моих задач постоянно варьируется и подгоняется под желаемый мной ритм жизни.
Самое главное, что это совершенно не отнимает времени — можно зайти на 5-10 минут в конце дня и отметить всё, что было сделано за сегодня. Для удобства есть приложения под Android и iOS, когда нет доступа к браузеру.
Кроме всего, я являюсь лидером своей команды, и трачу не так уж и много времени на поддержку боевого духа сопартийцев, чтобы не угасала их мотивация и интерес. Становимся лучше вместе, так сказать.
Ещё частично помогаю поддерживать проект, чем могу. Написал звуковую тему (планирую дописать музыкальную), немножко покопался в коде и занимаюсь переводом сайта на русский язык.
Интересно то, что сайт можно использовать в любых целях — работа, учёба, здоровье, учёт финансов и т.д.

Подведу итог — ребята, которые создали этот проект, большие молодцы. Очень чётко сделали (и продолжают делать) то, что у меня не получалось организовать на протяжении многих лет. С их программой жить стало чуточку интереснее, а в голове всё раскладывается по полочкам и наводится порядок, что для меня очень важно.

P. S. Но тут главное не сходить с ума и не относиться к заданиям слишком строго. Если где-то необходимо отойти от графика — нужно уметь делать исключения. Например, если на 10 этаже здания у меня важная встреча, я скорее выберу лифт, а не лестницу, чтобы от меня не несло потом и не было одышки после длинного подъёма, несмотря на то, что в режим забита привычка всегда использовать лестницу вместо лифта.






URL записи

URL
   

Habitica

главная